Борьба с коррупцией – приоритетное направление деятельности МВД России
21.05.2019 14:18

Борьба с коррупцией – приоритетное направление деятельности МВД России

История борьбы с коррупцией в России и меры по ее профилактике в современном обществе
В России первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят из русских летописей XIII века.

Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности на Руси принадлежит Ивану III в XI веке, а его внук – Иван IV Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за «чрезмерность во взятках».

Определенные успехи в деле предупреждения и борьбы с коррупцией в системе госслужбы были достигнуты в годы правления Петра I. Им был в 1714 году издан Указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено их денежное содержание.

С 1918 года по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества. С 1922 г. Уголовный кодекс предусматривал наказание за взяточничество - расстрел. С 1957 г. в России официально борьба с коррупцией была приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением.

В начале XXI века 9 декабря 2003 года Россия подписала, а в 2006 году ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции.

В июле 2006 года В.В. Путин подписал Федеральный закон о ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

25 декабря 2008 года принят Федеральный закон Российской Федерации № 273 «О противодействии коррупции».

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Особое значение борьбы с этим явлением в нашей стране – одно из обязательных условий дальнейшей модернизации политической и совершенствование экономической систем.

Федеральный закон « О противодействии коррупции» определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Наиболее распространенными формами коррупции являются дача и получение взятки; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс Российской Федерации к коррупционным преступлениям относит посредничество в дачи взятки; незаконное участие в предпринимательстве; нарушение порядка финансирования избирательной кампании; контрабанду; влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования, а также иные деяния, подпадающие под понятия «коррупция».

Согласно законодательству Российской Федерации, за коррупцию предусматривается ответственность от штрафа до условного или тюремного срока до 15 лет.

Независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, грозящую серьезными последствиями для общества, приносит огромный вред в масштабе всей страны.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер, закрепленных в статье 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции»:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Кроме перечисленных в Федеральном законе № 273-ФЗ мер, к мерам по профилактике коррупции относятся:

- информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;

- повышение прозрачности госструктур;

- независимость СМИ;

- повышение уровня соцзащищенности госслужащих;

- упрощение бюрократических процедур.

Уровень коррупции тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованностью и обеспеченностью населения.

Достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. Каждый гражданин должен знать, куда сообщить о коррупции. С заявлением следует обратиться в любое отделение полиции, в прокуратуру, а также воспользоваться телефоном доверия.

В случае, если сообщение о коррупции не нашло свое подтверждение, сообщивший о факте не несет за это ответственности, если только такое сообщение не было заведомо ложным.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.