06.08.2019 12:15

Вот пуля пролетела и «Ага!»

Кто может воскликнуть «Ага!», как не эксперт-криминалист. Ведь это междометие – «выражение удивления, радости; указание на то, что человек что-то узнал, понял, сообразил, придумал». Вот и эксперт -криминалист может определить откуда прилетела пуля, из какого оружия она была выпущена, был ли выстрел случайным или умышленным и так далее. Без этих сведений невозможно раскрыть преступление, начать уголовное дело и довести его до суда.
В экспертно-криминалистическом отделе Межмуниципального управления МВД России «Нижнетагильское» работает около четырех десятков специалистов. Один из них – капитан полиции, эксперт Антон Аржников.
Десять лет назад он закончил Нижнетагильскую государственную социально-педагогическую академию. Трудовую деятельность учитель биологии начал инспектором отдела кадров в управлении внутренних дел, а в 2011 году ему было предложена должность эксперта в экспертно-криминалистическом отделе.
Здесь делается несколько десятков экспертиз. Поэтому сюда приходят люди с различным базовым образованием. Поэтому Антону Аржникову пригодились навыки лабораторных исследований, наблюдений, систематизации фактов, которые он получил, обучаясь на биолога.
Во время дежурства эксперт-криминалист вместе с оперативниками и следователем выезжает на место происшествия или преступления, чтобы изъять улики, зафиксировать отпечатки пальцев, обуви – собрать вещественные доказательства, на которые будет опираться следствие.
Затем начинается исследование улик с помощью специальных приборов и реактивов в лаборатории. Понятно, что кроме полученных в академии знаний, Алексей Аржников прошел специальный курс для эксперта-криминалиста. Учиться приходится постоянно, потому что появляются новые приборы и методы, помогающие раскрыть преступление, обновляется материальная база.
Капитан Аржников специализируется на пяти видах экспертиз.
Это дактилоскопическая экспертиза, которая позволяет по отпечаткам пальцев установить личность человека, который, к примеру, ночью взломал двери, через подсобку проник в помещение магазина и вынес материальных ценностей на цифру со многими нулями. Отпечатки пальцев – тот же паспорт человека, который, в отличие от бумажного, просто невозможно подделать.
В обязанности Антона Аржникова входит и экспертиза холодного метательного оружия. Конечно, есть специальные ГОСТы, которые позволяют определить, относится или нет клинок к оружию или это предмет кухонной утвари. От заключения эксперта напрямую зависит судьба человека. Хотя процессуальную оценку колюще-режущему инструменту дают дознаватель и следователь, они не смогут ее сделать без вердикта эксперта.
Трасологическая экспертиза — это исследование любых оставшихся на месте совершенного преступления следов (например, одежды, обуви, зубов, транспортного средства, орудия преступления), анализ следов взлома и особенностей механизма следообразования. Там, где дилетант не увидит ничего примечательного, капитан полиции Аржников может восстановить всю криминальную картину.
Для примера эксперт берет плоскую коробку размером со старую видеокассету, кладет ее на пол и предлагает поднять ногу с линолеума. В косом свете излучателя на линолеуме четко проступает протектор кроссовки «Ecco». Фотографируй и передавай следствию. А ведь и линолеум, и обувь кажутся чистыми!
В сфере профессиональных интересов капитана и экспертиза документов. В первую очередь, как он выражается «поддельные денежные билеты». Совершенствуется компьютерная и полиграфическая техника, все более изощренными становятся «произведения» фальшивомонетчиков, но эксперты с помощью специальных приемов легко отличают подделку от подлинной банкноты. С помощью микроволновок и солнечной радиации нечистоплотные бизнесмены «старят» документы, наносят новые надписи поверх старых – и со всем этим разбирается эксперт Аржников.
Еще один вид экспертизы – баллистическая, исследование оружия и патронов, конкретных обстоятельств, при которых был сделан выстрел – пролетела та самая пуля, о которой поется в песне. И эксперт-криминалист должен сказать 6 «Ага! Все понятно, дело было так…». Вспомним историю трехлетней давности, когда в Висиме была ранена из карабина пассажирка снегохода. Виновник заявил, что выстрел произошел без нажатия спускового крючка. Надо было ответить на вопрос: был ли умысел? От ответа зависит квалификация преступления. Но сначала надо знать: возможен ли выстрел без нажатия на курок? Оказывается, это возможно в случае серьезного износа металлических деталей. Но висимский карабин был новый, поэтому стрелок сел.
Есть еще графологическая экспертиза, когда устанавливается автор текста, портретная, когда создается словесный портрет правонарушителя и фоторобот, и так далее. Но этим занимаются коллеги Антона Аржникова.
Как он сам говорит: «Наша задача - дать грамотные технические заключения, которые позволят следствию воссоздать картину произошедшего, а суду дать оценку с точки зрения закона».
Но без каждодневной кропотливой работы сотрудников экспертного отдела полиции были бы невозможны успешные раскрытия преступлений и правонарушений в Нижнем Тагиле. Недаром капитан полиции эксперт-криминалист Антон Аржников награжден многочисленными грамотами и другими знаками отличия.