13.01.2017 19:45

Губернатор вводит в заблуждение. Дорога в Серебрянку снова в федеральной повестке

Попытка губернатора Свердловской области растянуть ремонт дороги на Серебрянку на несколько лет - это прямое нарушение указания президента страны, считают эксперты.
Особенно, если учесть, что она может стать частью транспортного «плеча» для развития успешной кооперации между соседними регионами.
Дорога из Нижнего Тагила на Серебрянку стала знаменитой после итоговой пресс-конференции Владимира Путина в декабре 2016 года, где президенту рассказали о бедах небольшого уральского села, которое в распутицу превращается в «остров», куда невозможно добраться. Президента это возмутило, и он поручил губернатору области привести дорогу в рабочее состояние, так как «неважно, где живут люди, но они должны пользоваться благами цивилизации».
Евгений Куйвашев практически сразу отреагировал на распоряжение главы государства, заявив, что да, дорогу сделаем, но на ее ремонт может уйти весь дорожный фонд, и поэтому будем ремонтировать участками несколько лет… Такая реакция на прямое указание президента, безусловно, кажется очень смелым шагом губернатора, если не принимать в расчет, что в этом году кончается срок его полномочий. Возможно, Куйвашев планирует оставить дорогу на Серебрянку своему преемнику Но самое интересное в этой истории то, что дорога на Серебрянку (и дальше - с выходом в Пермский край) уже с 2013 года находится в планах развития территории Нижнего Тагила, и, по сути, в стратегических планах города она «прорисована» частью мощной транспортной артерии между Свердловской областью и соседями. Рычагом для подъема экономики как муниципалитета, так и области. По замыслу руководства Нижнего Тагила, она должна стать крупнейшим межрегиональным инфраструктурным проектом, который объединяет интересы Свердловской области и Пермского края. Не понимать это, как минимум, демонстрировать близорукость мышления. Но есть ли смысл удивляться этому, когда в области вкладываются миллиарды рублей в сомнительные проекты «Титановой долины» и ТОРов?.. Поражает лишь то, что на разумный и рассчитанный проект, которой только за счет экономии на транспортной логистике имеет реальные сроки окупаемости, денег не находится даже после поручения президента.
В распоряжении «Нового города» оказалась небольшая часть переписки администрации Нижнего Тагила с областным правительством и губернатором, в которой городская власть методично пыталась донести до руководства региона абсолютно реальный план развития. Но, к сожалению, как явствует из документов, все предложения Нижнего Тагила были отвергнуты. Причина одна – с 2012 года хронически нет денег.
Поясним, что трасса в сторону реки Чусовой находится в областном подчинении, и ремонтировать или реконструировать ее может только региональная власть.
Что же может дать Нижнему Тагилу хорошая дорога на Серебрянку и дальше в Пермский край?
В 2013 году по поручению нескольких бизнес-структур был создан и серьезно проработан проект по строительству дороги с привлечением проектной организации – Уральского филиала «УралГИПРОДОРНИИ» ОАО «Дорожно-проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «ГИПРОДОРНИИ». Речь в проекте идет о строительстве автодорожного маршрута Кунгур – Кын – Нижний Тагил протяженностью 241,6 км, куда, в частности, и попадает дорога на Серебрянку.
Объем инвестиций по плану составит 12,077 млрд. рублей, в том числе в Пермском крае – 8,384 млрд. руб., в Свердловской области – 3,694 млрд. руб., срок окупаемости – 9,8 лет.
Маршрут проходит по территории Пермского края и Свердловской области. В Пермском крае по муниципальным образованиям: Кунгурский городской округ, Кунгурский муниципальный район, Березовский муниципальный район и Лысьвенский городской округ на протяжении 147,3 км. В Свердловской области по муниципальным образованиям: городской округ «город Нижний Тагил» и Горноуральский городской округ на протяжении 94,3 км. Причем, общая протяженность трассы Нижний Тагил – Пермь сократится на 140 км.
Автодорога Нижний Тагил – Кын – Кунгур позволит организовать дополнительную связь между двумя трассами: Екатеринбург – Нижний Тагил – Серов и Чусовой – Лысьва – Кунгур, улучшить сообщение между регионами и разгрузить оживленную трассу Екатеринбург — Пермь и превратить город Нижний Тагил в логистический центр между Пермским краем и Свердловской областью. Развитие логистики, как известно, рождает и новые возможности для сотрудничества.
Строительство автомобильной дороги неминуемо влечет за собой жилищное, торговое и промышленное строительство. В придорожной полосе развивается благоустроенный придорожный сервис, включая стоянки, многотопливные АЗС, кафе, гостиницы, СТО.
Развитие автодорожного маршрута Кунгур – Кын – Нижний Тагил в социальном аспекте стимулирует развитие прилегающих территорий Пермского края и Свердловской области. Автомобильное сообщение позволит привлечь население для расселения на берегах реки Чусовой и ее притоков.
Одним из мощных стимулов к новому этапу освоения района является туризм. Туристический кластер имеет поддержку на государственном уровне. Маршруты Зауралья «Уральский Меридиан», «Серебряное кольцо Урала» получат выход в Пермский край. Строительство дороги по старому Демидовскому тракту – создание нового туристического маршрута, в рамках реализации проекта Демидов-парка.
Все виды туризма: пешие походы, велотуризм, паломничество, горный альпинизм, конный туризм, дельтапланеризм, автотуризм и особо почитаемые туристами водные сплавы получат новое качество и многократное наполнение турпотоком. Популярные водные маршруты по реке Чусовая недельной протяженности от Кауровки Свердловской области заканчиваются в районе села Кын Пермского края, далее туристам из-за отсутствия автодорог приходится добираться на вездеходном транспорте, что резко ограничивает турпоток. В России и Западной Европе набирает силу движение автопутешествий на кемперах и караваннерах. Однако в России кемперные путешествия не обеспечены стоянками. Новая дорога в горах Урала должна быть оборудована придорожным сервисом с кемперными стоянками, обеспечивающими подключение кемперов к коммуникациям, рекламой услуг и местной уральской кухни. Опыт процветающего придорожного сервиса можно наблюдать в Германии, Белоруссии и Австрии.
Вторым не менее важным моментом предложенного плана является вопрос продовольственной безопасности. Город Нижний Тагил является промышленным машиностроительным центром, а сельское хозяйство в городе практически отсутствует. Основной сферой деятельности восточных районов Пермского края, по которым будет проходить новая трасса, является сельское хозяйство.
Агропромышленный комплекс Кунгурского муниципального района – один из крупнейших в Пермском крае. Сельскохозяйственное производство района представлено 26 сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности, 22 крестьянско-фермерскими хозяйствами и более 14 тыс. личных подсобных хозяйств. Также в систему АПК района входят: ОАО «Кунгурское по племенной работе»; ГУВК «Кунгурская станция по борьбе с болезнями животных»; филиал ФГУ «Россельхозцентр» по Пермскому краю.
На территории района расположена птицефабрика, находящаяся в поселке Комсомольском. Свинину производят в Шадейке (ФГУП «Агрокомплекс Кунгурский»). Березовский муниципальный район имеет многоотраслевое сельское хозяйство. В районе насчитывается 11 сельхозпредприятий , 23 фермерских хозяйства, 6,8 тыс. личных подсобных хозяйств граждан.
Транспортная доступность также порождает промышленное освоение территорий и недр: поиск, разведку. Разведку месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых, строительных материалов. Традиционные лесозаготовки дополняются деревообработкой, расширением ассортимента и повышением качества выпускаемой продукции. Строительство дороги как таковой – это развитие дорожно-строительных производств и создание новых рабочих мест двух промышленных городов Лысьва и Нижний Тагил.
Почему же этот реальный план развития территории Нижнего Тагила уже несколько лет, несмотря на ежегодные попытки муниципалитета возродить его, находится, образно говоря, в «мусорной корзине» губернатора?
Логического объяснения этому нет, пояснил «Новому городу» источник в администрации губернатора. Есть предположения, что все проекты, которые исходят от Носова, «режутся» в администрации губернатора.
Действительно, пока Евгений Куйвашев может не только «укладывать под сукно» реальные планы развития Нижнего Тагила и области, но и трансформировать прямое указание президента в «игру» с неопределенным итогом. При этом он, очевидно, вводит президента в заблуждение.
Например, его мнение о том, что дорога на Серебрянку это реконструировать придется проселочную дорогу, по которой проходят не более 300 автомобилей в сутки... На самом деле, если проект будет реализован, а именно это имел ввиду президент страны, речь идет о действительно крупном межрегиональной трассе с транспортным трафиком более 3000 автомобилей в сутки. Вопрос только в том, сознательно губернатор дезинформирует руководство страны, или его окружение доводит до него недостоверную информацию?.. Определить это можно будет, когда истечет срок данного президентом поручения – через четыре с половиной месяца - когда надо будет уже отвечать.