Сложности перехода
04.04.2017 17:09

Сложности перехода

Несмотря на постоянное снижение числа ДТП на территории Российской Федерации в течение последних 10 лет, уровень травматизма в результате автомобильных аварий и тяжесть наступивших последствий дорожно-транспортных происшествий остаются высоким и продолжают составлять значительную часть в числе основных причин гибели и травмирования населения. При этом наиболее уязвимыми среди участников дорожного движения являются пешеходы, и в особенности – дети.

С 2008 по 2014 годы число несовершеннолетних, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях было стабильно высоким, причём наибольшее количество происшествий зарегистрировано с детьми-пешеходами в возрасте от 10 до 15 лет. В 2015-м ситуация несколько изменилась, и уровень смертности на дороге для этого возрастного сегмента снизился почти на 15 процентов. Однако, даже не смотря на это, показатели гибели и травматизма детей в дорожно-транспортных происшествиях вызывают тревогу: погибли 311 детей, ранены 10169.

Различие опасных и безопасных ситуаций для детей переходного возраста связано с высоким значением личностных характеристик детей и таких факторов, как возбудимость, самоутверждение, ответственность и социальная смелость, которые зачастую предопределяют поведение детей, блокируя страх и вызывая необоснованные положительные эмоции. В частности, на дороге в группу риска попадают дети с недостаточным самоконтролем или высоким уровнем внешнего контроля: обычно это 10-11 лет, когда ребёнок только-только начинает учиться самостоятельности.

Дети в подростковом возрасте часто физически активны, они любят активные игры. Многие ребята, спеша на уроки, или домой, часто забывают об элементарных правилах безопасности для пешеходов. При этом наблюдаются повторяющиеся ситуации, приводящие к травмированию детей, которые выделены в отдельную категорию – «дорожные ловушки».

Так, 07.03.2017 года в 11 часов 20 минут на ул. Тимирязева, 87, водитель автомашины «Рено Флюенс» возле дома № 87 по улице Тимирязева допустил наезд на пешехода, ребенка, выбежавшего из-за стоящего транспортного средства, в 43 метрах от перекрестка. В результате дорожно-транспортного происшествия  пешеход, мальчик 2005 года рождения получил травму. В данном случае, мальчик выбежал из-за машины, что ограничило обзор как водителю, так и пешеходу. Здесь можно выделить такую распространенную «дорожную ловушку» как закрытый обзор.  

Но в сложные дорожные ситуации попадают не только маленькие пешеходы, но и взрослые. Часто они, торопясь по делам, при переходе проезжей части не убеждаются в его безопасности, не смотрят по сторонам. И таким поведением подают отрицательный пример маленьким пешеходам.

Согласно опросу ВЦИОМ о взаимодействии на дороге пешеходов и водителей, 75% отвечавших сошлись во мнении, что водители всегда должны пропускать пешеходов, которые переходят дорогу. Однако при этом пешеходы нередко нарушают ПДД, совершая переход не по «зебре». В итоге почти пятая часть респондентов-водителей (19%) отметили, что им часто приходится экстренно тормозить перед внезапно вышедшим на дорогу человеком.

27 марта 2017 года водитель автобуса, двигаясь по улице Циолковского со стороны Октябрьской Революции в сторону проспекта Мира, на разрешающий сигнал поворота, при совершении маневра поворота направо, допустил наезд на пешехода, переходившего проезжую часть справа налево по ходу движения транспортного средства. В результате дорожно-транспортного происшествия пешеход – женщина 1942 года рождения получила серьезную черепно-мозговую травму и была госпитализирована.

Вроде бы с одной стороны пешеход действовал правильно, дождался разрешающего сигнала и пошел через проезжую часть. Однако женщина не учла того, что водитель может не увидеть пешехода по разным причинам (например, отвлечься), и здесь уже будет не важно, кто виноват, ведь полученные травмы могут быть настолько значительными, что зачастую никакие компенсации не вернут утраченного здоровья. Поэтому даже на пешеходном переходе или регулируемом перекрестке нельзя быть уверенным в своей безопасности. Да, водителя накажут, но ведь здоровье человеку уже никто не вернет.

С первого взгляда переход проезжей части дороги кажется простым действием, однако статистика ДТП с участием пешеходов говорит об обратном: как водители, так и пешеходы допускают многочисленные ошибки, которые становятся причинами трагических последствий. И даже если вы полностью уверены в своей правоте лучше лишний раз убедится в безопасности, чем сожалеть впоследствии о своей невнимательности. 

Да, водители опускают ошибки, зачастую нарушают Правила дорожного движения, но ведь расплачиваются за это в первую очередь пешеходы. И кому как не пешеходам в первую очередь соблюдать меры предосторожности. В последнее время участились случаи травмирования пешеходов в темное время суток, что связано с тем, что водитель не смог своевременно заметить пешехода. Здесь хочется порекомендовать использовать в одежде световозвращающие элементы, которые увеличивают расстояние, на котором заметен пешеход в разы.

Уважаемые пешеходы! Для безопасного перехода проезжей части следует помнить несколько правил, которые позволят избежать получения травм на дороге:

- перед выходом на проезжую часть необходимо убедиться, что обзор проезжей части не ограничен, вы видите всю дорогу в обе стороны;

- переход проезжей части нужно осуществлять по пешеходному переходу только после того, как все транспортные средства остановятся;

- если дорога имеет две полосы и более для движения в данном направлении, перед выходом на следующую полосу необходимо убедиться, что водитель вас видит и принимает меры к остановке;

- прежде чем начинать переход нужно посмотреть не только налево и направо, но и повернуться назад (на перекрестках где на разрешающий сигнал светофора не только идут пешеходы, но и едут автомобили), быть внимательным на всем пути следования по проезжей части;

- при переходе проезжей части следует помнить, что даже такие места, как пешеходные переходы, регулируемые перекрестки не могут быть безопасными;

- на проезжей части нет места панике, на дороге нельзя отвлекаться, водитель должен вас видеть, предвидеть ваши действия, для того, чтобы иметь возможность предотвратить наезд;

- пешеход должен общаться с водителем. Не стоит стесняться, а нужно просто поблагодарить водителя, улыбнувшись, или показав открытую ладонь;

- все внимание пешехода должно быть сконцентрировано на безопасном переходе проезжей части (недопустимо использование наушников, переход в капюшоне, а также использование телефона при переходе).

- для безопасности на дороге пешеходу необходимо разместить на своей одежде светоотражающие элементы – Вас будет видно издалека;

- если вы переходите проезжую часть со своим ребенком, то держать его нужно не за кисть руки, а за запястье, а дети до 10 лет не должны находиться на улице без сопровождения взрослых.

Взаимовежливость, знание и неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения, а также знание и соблюдение элементарных норм безопасного поведения на проезжей части, знание того, как необходимо действовать в той или иной опасной ситуации позволят избежать получения травм на дороге и сохранить собственную жизнь и жизнь окружающих.

 

 

 Отделение пропаганды ОГИБДД.