13.03.2017 10:45

Из-за бездействия чиновников областных органов социальной защиты сироты из Южаковского детского дома оказались прописаны в разрушенной квартире

Две сестры-сироты, Алена и Оксана Орловы, выпускницы Южаковского детского дома, оказались в сложной жизненной ситуации. Из-за несвоевременного реагирования специалистов управления по социальной политике Свердловской области юные девушки оказались фактически без крыши над головой. 

По документам, сестры прописаны в квартире на Сухоложском поселке и формально имеют жилье. Но в реальности в этой квартире проживать невозможно – по словам очевидцев, более 20 лет квартира находится в разрушенном состоянии. Кроме того, ранее там были прописаны восемь родственников, шесть из них скончались от открытой формы туберкулеза, а о двух на данный момент вообще ничего неизвестно. Долги за коммунальные услуги на текущий момент по за этой квартирой - более 300 тысяч рублей. 

 Органы социальной защиты свердловской области обязаны по действующему законодательству отслеживать состояние жилья детей, находящихся в детских домах. Как оказалось, региональные структуры социальной защиты населения не имели представления в каком состоянии находится квартира, где прописаны сестры. Покинув детский дом, они оказались в «патовой ситуации» формально жилье есть, и претендовать на получение квадратных метров по программе обеспечения жильем детей-сирот они не могут. 

 Эту ситуацию «Новому городу» прокомментировала начальник управления по жилищной политике администрации Нижнего Тагила Викторина Пырина: «В соответствии со статьей №8 ФЗ 159 гарантии по социальной поддержке сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не имеют на сегодняшний день жилых помещений или их жилые помещения пришли в непригодное для проживания состояние, возложены на органы исполнительной власти правительства Свердловской области. Исполнительная власть субъекта непосредственно предоставляет жилые помещения однократно по договору специализированного найма (такой категории граждан). Учет этой категории граждан с 2013 года веду органы опеки и попечительства, которые входят в структуру министерства социальной политики Свердловской области». 

 Напомним, что по законодательству РФ, детям-сиротам безвозмездно в приоритетном порядке предоставляются пригодные для проживания квартиры, так как выходцам из детских домов и интернатов после завершения учебы жить совершенно негде. «Данная ситуация нами отслеживается, - проинформировала СМИ заместитель начальника управления социальной политики министерства социальной защиты населения Свердловской области Елена Орлова. - Девочки являлись воспитанницами одного из социально-реабилитационных центров, находящихся на территории Пригородного района. Обе с 2013 года состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма.

 При рассмотрении иска по расторжению договора найма муниципального жилья с Аленой и Оксаной Орловыми, доводы управления социальной политики области не были учтены. В рамках существующего законодательства эта ситуация складывается не в пользу сестер, так как согласно постановлению правительства РФ №778, управление раз в три года проводит проверку обоснованности учета лиц, нуждающихся в квартире и наличие данного жилого помещения, закрепленного за девушками, может являться основанием для снятия их с учета». 

 Наличие у девочек разрушенной квартиры на Сухоложском поселке Нижнего Тагила для областных чиновников стало формальным поводом, чтобы снять их с льготной очереди по предоставлению пригодного для проживания жилья. 

 Правда, управление социальной политики оказало сестрам содействие по составлению апелляционной жалобы, которая была направлена в суд 14 февраля этого года. 

 Старшая из сестер в настоящее время работает и проживает в Дзержинском районе в съемной квартире. По решению Тагилстроевского районного суда по иску прокуратуры от 26 августа 2015 года, область обязана предоставить ей жилье. Младшая девочка учится в Демидовском колледже и обеспечена комнатой в общежитии. 

 Как сообщила «Новому городу» старшая из сестер Алена Орлова: «Сейчас я проживаю у своей тети, у которой, кроме меня, еще четверо детей, муж. Получается шесть человек, и я - седьмая в трехкомнатной квартире, что очень неудобно, но другого жилья у меня нет. В квартире, где я прописана (на Сухоложском поселке) кроме стен - ничего нет. Ни пола, ни батарей, ни сантехники, там такие дыры, что боишься провалиться, и много мусора». 

 Однако у областного фонда, который обеспечивает детей сирот, есть свои сроки предоставления жилья, и какие это сроки никому не известно. Сестры состоят на учете по предоставлению специализированного жилья в управлении социальной политики по Свердловской области и смогут реализовать свое право, когда подойдет их очередь. 

 В настоящее время квартирами обеспечиваются дети-сироты, чье право на государственную недвижимость наступило в 2015 году. Таким образом, сестры могут получить жилье лишь спустя годы, а где жить сейчас таким сиротам, как сестры Орловы, пока фонд решает бюрократические вопросы, никому нет дела. 

 Как сообщил «Новому городу» заместитель главы Нижнего Тагила Валерий Суров: «Управление по социальной политики Нижнего Тагила формально помочь в этой ситуации сиротам ничем не может, так как ситуация сестер Орловых полностью находится под юрисдикцией областного ведомства по социальной политике.  Однако Нижний Тагил является одним из немногих муниципалитетов в регионе, который предоставляет временное жилье детям-сиротам, ожидающим очереди на получение квартиры от государства, однако возможности муниципалитета ограничены». 

 По информации начальника отдела по учету и распределению жилья  администрации Викторины Пыриной: «С 2013 бывшим воспитанникам детских домов было предоставлено временно 70 жилых помещений по договору социального найма до получения постоянного жилья от областных структур. 

 Право такой категории граждан получить свою недвижимость от государства реализуется в Российской Федерации, но не всегда в срок, поэтому чтобы нуждающиеся дети не остались на улице после выпуска из детского дома, мэрия находит возможность и выделяет для этого муниципальное жилье». 

 В апреле 2016 года на официальный сайт администрации города в раздел «Сообщи о пустующей квартире» поступила информация о муниципальном жилье на улице Проезжей Сухоложского поселка. После комиссионной проверки специалистами управления ЖКХ оказалось, что зарегистрированные жильцы в составе семи человек там не проживают, жилое помещение доведено до непригодного к использованию состояния, а долг по коммунальным платежам составляет более 300 тысяч рублей. 

 Также удалось установить, что в жилом помещении прописаны сестры Орловы и два их дяди, местонахождение последних неизвестно, еще трое жильцов числятся умершими. Реализуя право собственника, в августе прошлого года муниципалитет направил исковое заявление в суд на выселение граждан за ненадлежащее содержание жилого помещения. Суд исковые требования не удовлетворил и установил годовой срок на приведение квартиры в порядок. 

 Как считает заместитель главы города Валерий Суров: «Я считаю был лучший вариант, когда администрация города выходила в суд с иском о выселении из данного жилого помещения и признании тех людей отсутствующими. В этом случае сам собой списался бы долг за коммунальные услуги и самое главное девочки бы смогли спокойно стоять в очереди и получить новое жилье от государства». 

 Объективно позиция муниципалитета направлена на защиту интересов детей-сирот Орловых. А вот кто из областных структур придумал убрать их из очереди на социальное жилье, даже не удосужившись проверить состояние квартиры, остается только предполагать. Однако вполне очевидно, что чем дальше власть расположена территориально (речь о министерстве по социальной политике), тем труднее принять объективное решение. И такие истории, как история сестер Орловых, лишь обостряет вопрос для чего социальную защиту населения, как и медицину, забрали из полномочий муниципалитетов. 

Фото rozup.ir, Тагил-ТВ.